понедельник, 16 марта 2009 г.

Выпуск №2

Привет всем гурманам! Я рад, что многим иоя кухня показалась аппетитной, а кому-то и вовсе сытной, так что не время отключать духовку, впереди еще много блюд. Сразу добавлю, что освещаемые проблемы сходу раскрыть нельзя, потому что охватить все их грани мне одному не под силу. Но я буду стараться, чтобы в будущем на этих страницах появлялись комментарии тех, кто выражает свою точку зрения и считает ее существенной в конкретных вопросах. Вы можете помочь в обустройстве кухни, просто оставив комментарий как с интересующей вас новой проблемой, так и с дополнением к освещавшейся, на форуме tf2world. А теперь готовьте ножи и вилки, мы начинаем.

Мат или не мат?

Участились случаи, когда на форуме tf2world появляются темы по поводу русского пикапа с примерно таким содержанием: "Я начал играть, на меня вдруг посыпался мат, я ответил, а меня забанили..." Далее приходит админ пикапа, называет причину бана (пусть и в грубой форме, но справедливо), начинаются слезы-сопли-машна-флуд и тема закрывается. Объяснить учащение таких тем легко: русский пикап за последние несколько месяцев увеличил число игроков в несколько раз (сейчас в стим-группе пикапа больше 400 игроков, в то время как осенью 2008 не было и 100). Понять же мотивы авторов таких тем сможет только человек, лично игравший на русском пикапе, где многих новых игроков принято крыть матом за их неумелую игру (после чего и идут жалобы на форум). Про целесообразность мата и хотелось бы поговорить.

Начнем с того, что есть случаи, когда мат действительно уместен в игровой ситуации. Некоторые игроки, наслушавшись мата после своих неудачных действий, как собаки Павлова, в следующий раз поступят грамотнее. Это такая выработка условного рефлекса. Если не понял раз, то во второй, третий, десятый раз, может, рефлекс этот выработается. Но только в том случае, если игрок, в адрес которого и был адресован мат, способен сделать для себя вывод. Если нет, то он либо просто замолкает до конца игры, либо выходит с сервера жаловаться на форум, либо сам начинает материться уже не по ситуации, а просто в отместку, что и приводит к бану. Итог: материться надо по делу!

Совсем другое дело, когда мат применяется без всякой меры, пусть даже и с высшей целью - сделать из нуба папку. Есть такие игроки, которые вместо того чтобы получать удовольствие от игры, пускаются в нравоучения. С применением мата, конечно. Мало того, что такой мат неэффективен по отношению к "падавану", так он еще и отвлекает всех остальных. Это уже плохо.

Лично я все равно считаю, что любой мат - это крайняя мера, пусть порой и необходимая. Очень часто попадаются адекватные, но обделенные опытом игроки, которые воспринимают на ура конструктивную критику своей игры, но совершенно выходят из себя, когда в эфире звучит мат. Так что тех, кто привык давать советы конструкциями из трех букв, я призываю для начала хотя бы попробовать заговорить нормально. Практика показывает, что если игрок неадекватен, то и материться на него бесполезно - все равно он не сделает никаких выводов.

Тем же, кто считает, что его несправедливо покрыли матом, не стоит принимать эти слова всерьез. Ничего личного, это всего лишь игра. Идти из-за нее и жаловаться на форум - это как-то мелочно. Если вас покрыл матом какой-то идиот, не умеющий говорить иначе, просто промолчите, это будет умнее.

Психология мерков

Поразительными темпами растет число игроков, в никах которых встречается приписочка merc. Кто-то любит дополнить каким именно классом он играет, чтобы потенциальный "заказчик" знал заранее. Увеличивается и число участников в группах а-ля Mercs TF2. Меня вдруг заинтересовали эти явления, которые отчасти можно объяснить тем, что команд больше распадается, чем формируется, в результате чего без работы остаются многие опытные игроки. Интересно другое: мерками в большинстве случаев являются игроки, уже состоящие в команде. Казалось бы, команда своя есть, играет регулярно, а все равно хочется еще за кого-нибудь поиграть.

Я не психолог, но мне кажется, что психологический фактор имеет место быть. Представим, что команда - это жена, а пойти поиграть мерком - это завалиться к любовнице. Сходства есть: никакой обязаловки (не хочешь - не играй), никаких упреков ("ты сегодня что-то не тащишь!"), никакой ответственности (проиграли, ну и ладно, мне-то что). Однако не все так просто, потому что на практике выбирают любовницу, проигрывающую по красоте собственной жене. Это я к тому, что игроки очень хороших команд часто играют мерками за команды ниже своего уровня. Где тут логика? Опять же, не психолог, но ситуация напоминает инстинктивное желание к наставлению, к отцовству. То есть команда, зовущая мерком, выступает тут в роли ребенка, которого надо обучать - где класть трап, где пытаться обойти скаутами и т.п.

Интересна и позиция команд, практикующих частое приглашение мерков. Некоторые из таких команд подсознательно (или сознательно) понимают, что мерк будет посильнее их, что он может их чему-нибудь полезному научить. Они даже понимают, что дело не в результате, который будет зависеть по большей части от игры мерка (не всегда, но все же), а в том опыте, который он им передаст. Очень напоминает взаимоотношение отца и сына.

Это я все написал к тому, что явление мерков - не просто модный тренд, который пройдет со временем, это закономерный социально-психологический процесс. Игра вот таким образом реализует родительские инстинкты. Вывод получился интересный: игроки, увлекающиеся игрой за другие команды, бессознательно реализуют свои родительские и социальные желания.